Previous Entry Share Next Entry
Тибет и мир
Мы обернемся к вам
tar_ba_gan
Чем Тибет матери-истории ценен? Неужели модельным интеллектуально-религиозным сепаратизмом без террористических эксцессов? Неужели святостью его монахов? Неужели легендами о Шамбале и Шангри-ла? Первый пункт – ценность временная и актуальна на момент написания, а завтра все может измениться. Второй – святость присутствует и в других буддийских регионах, и посмею сказать, в небуддийских тоже.

Третий – легенды окутывают и холмы Ирландии, и сумеречные области Нибелунгов, и блаженный западный остров короля Артура.

Одно из лучших изобретений, и более того, уникальных для Тибета – это подготовка высшей администрации с детства не на основании кровного родства. Власть-собственность (в азиатских цивилизациях это трудно разделимые понятия) передается не по наследству, как в аристократическо-монархическом обществе, и не по выбору, как в римско-католической церкви и демократических республиках.

По определенным признакам выбирается ребенок, который будет расти с убеждением, что он уже имел данную власть и собственность, и хотя он утерял свои знания, они обязательно восстановятся и приумножатся.

Это серьезно дополняет ту схему власти, которую мы знаем и которая включает 4 аристотелевских вида государства. Давайте посмотрим, что у нас есть: для занятия первого места в монархии и в аристократической республике обычно нужно происхождение, а для занятия первого места в диктатуре и демократической республике необходим карьеризм (будь то здоровый или нездоровый) и определенный популизм, необходимость угождать более-менее широким кругам. Все остальные виды государства так или иначе являются вариациями на эту же тему.

Список можно дополнить вождеством, но вождь в известных примерах выборный, либо же наследственный. Можно дополнить эту схему китайской моделью, которая включает императора и развитую бюрократию, отобранную за ее способности (то есть комбинация де-юре абсолютного монарха с де-факто меритократией, которая не имеет прав, но фактически распоряжается государством, получая доступ к высоким постам по результатам государственных экзаменов).

Модель передачи власти по кровному родству имеет характерные недостатки. Во-первых, это сопутствующий монархии и аристократии инбридинг, который вызывает деградацию потомков (это можно рассматривать и на европейских, и на этнически тибетских королевских домах). Во-вторых, менее заметный для Европы и сильно замечаемый китайскими летописцами фактор «расслабленности» потомков: по сравнению с амбициозными, энергичными и многосторонними основателями династии в 1-4 поколениях потомки все менее энергичны. Часто уже 5-6 поколение монархов одной династии безо всякого инбридинга передоверяет государственные дела окружению и предается лени или же занятиям изящными искусствами.

Модель выборная также несовершенна. Вне зависимости от состава выборщиков, кандидаты должны быть готовы к конкуренции и карьеризму. При этом их личные качества и способности часто не принимаются во внимание – наибольший вес получают не они, а предвыборные обещания кандидатов.

Модель тибетская избегает неудобств как кровнородственной, так и выборной модели. Выбранный для подготовки в главы страны (вариант: монастыря, религиозной традиции) ребенок часто происходит из окраинного семейства, равно относясь к конкурирующим в центральных областях кланам элиты. Он не принужден конкурировать и бороться за свое место, вся его жизнь посвящена образованию, точнее целевой подготовке к вступлению на трон предшественника.

Устойчивость данной системы иллюстрируется самим фактом существования глав монастырей, религиозных традиций и т.д.

Эта система, не будучи основана на крепком клане и на карьеризме, имеет свои недостатки. Во-первых, поддержка получившейся фигуры власти зависит в первую очередь от монашеского сообщества, которое, как правило, не милитаризировано и неспособно защитить своего главу от вмешательства вооруженной силы (ср. снятие Далай-ламы VI). Во-вторых, поскольку карьерный и популистский момент отсутствует, такой глава хорошо ориентируется в делах своего предшественника, но часто не релевантен текущему моменту развития общества, внешнеполитической ситуации и такому понятию, как прогресс (не говоря уже о финансовой и милитаристской хватке, которые в избытке имеются у кандидатов-карьеристов). В-третьих, во время детства главы с необходимостью возникает долгий период правления регентов, механизм выдвижения которых не столь отточен.

Как образовалась эта система? У нее есть четкая привязка к людям и к эпохе. Первый Кармапа, Карма-бакши, из окружения Хубилая, известный своей борьбой за внимание этого правящего едва ли не всем обеспеченным и цивилизованным миром владыки. Он оставил после себя письмо с предсказанием, гден и как искалть его перерождение. Сама идея перерождения и переноса сознания в новое тело для Тибета не была новостью, новостью было зафиксировать за перерождением полноту власти, собственности -- и системы профессиональной подготовки. Ученики Кармапы, исполненные чувством долга перед Учителем, не могли не обеспечить его перерождению не омраченную обычным трудом по варению чая для старших высококачественную учебу. Это во многом создало феномен тибетской культуры, которую мы знаем -- с человеческим отношением к ученику и с высокими позициями, которые сохранялись, но не внутри властных кланов и не в рамках желаний выборщиков-геронтократов.

  • 1
С днем рождения! Удачи во всем!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account