Previous Entry Share Next Entry
Лхаса и Пекин
грамота
tar_ba_gan
В свое время (немного менее 100 лет назад, в 1934 году) философ Лев Шестов описал нашу цивилизацию как сформированную двумя принципиально разными культурными центрами. Заданные этими центрами векторы и формируют разнообразие, развитие и противоречия нашей «западной» цивилизации. Книгу об этом он назвал «Афины и Иерусалим». Афины – это наука и вольная философия, Иерусалим – это религия и смиренное следование Слову Свыше. Между тем оба этих центра – реально существующие, но старые, поглощенные своими внутренними проблемами, и нынешние Афины не создают всемирно значимую Академию, а Иерусалим не строит свой Храм.

Смещение векторов в наше время сделало больше, чем географическое перемещение центров науки и религии вдаль от Афин и Иерусалима. Да, мыслители Нью-Йорка и Мумбаи делают куда больше для современных религий, а Массачусетский технологический институт (MIT) или ЦЕРН (CERN) подле Женевы – куда больше для науки.

Сместились и сами акценты, которые делали наука и религия. Собственно, и актуальность их обеих за прошедшую сотню лет изрядно изменилась не в их пользу. Изменились люди. Изменилось само понимание, кого именно мы считаем людьми. В настоящее время только дети остаются за пределами таких норм, как широко заявленное собственное мнение, избирательное право и юридически значимый голос в семье. Для всех остальных возможности поистине неограниченны, точнее ограничены. Чем именно? В первую очередь языком и способностью сформулировать позицию, касающуюся ситуации в целом, а не ситуации конкретной семьи, конкретной непрестижной группы населения и т.д.

С той горы, на которой сижу я, видны 2 иных центра современной цивилизации. Это не центры науки и религии в чистом виде. Однако в одном из них идет бурная политическая и экономическая жизнь, а в другом – веками шла религиозная. Привет! Вы заметили, как на место религии в этой оппозиции встала политика? Никто не обсуждает в международной прессе возвращение Храмовой горы иудеям. Это как бы локальная израильская проблема.

Никто не обсуждает создание центра ядерных исследований в Афинах (да что там, не слышно и о стипендиях для политологов и философов, которые отсюда есть пошли).

Пекин. Столица самой большой нации на земле – китайцев. Впервые избранный столицей монголоязычными киданями, когда те создавали империю Цзинь. Свежо предание, по китайским меркам, а верится с трудом: как и до и после них, кидани были чтуть менее, чем полностью акссимилированы более развитой китайской культурой. Это вообще важная китайская черта: здесь важно быть, как все, и не выделяться. Альтернативный лидер, в какой угодно области, вызывает подозрение: лоялен ли он властям? Главная религия здесь - вера в начальника. Начальников разных быть не может. Критическое мышление считается бедой, а главная задача человека - завести и прокормить семью с детьми. Если кто-то этого не делает, у него начинаются проблемы на службе. Для продвижения по службе надо выучить массу не относящейся к денталям службы информации наизусть и изложить письменно в жестко заданной форме.

Лхаса. Здесь семья скорее препятствовала карьере. Монашеское сообщество, однако, предъявляло высокие требования к тем, кто хотел продвинуться по иерархической лестнице. Одно из центральных действий для этого - участие в публичном диспуте, где необходимо показать способность аргументированно отстоять свою позицию. Столицей Лхаса была скорее символической. но даже в Забайкалье и Каплмыкии считалось крайне престижно для богатого человека совершить паломничество сюда и вернуться без денег. Эта цивилизация практически официально оставляла огромный простор для тех, кто не желал разделять религиозные взгляды правительства. Это единственная известная мне цивилизация, которая при жестком клерикализме вписала в себя мусульман: кто же еще будет резать скотинку с удовольствием? А без мяса на Тибете, как известно, обычному человеку, да и не самому обычному, не прожить. Это была цивилизация, похожая на индийскую -- такая, в которой быть не таким, как все, было нормально.

?

Log in