Previous Entry Share Next Entry
Театр против истории
грамота
tar_ba_gan
Театр – антагонист исторического повествования. Шекспир заставлял людей сопереживать Гамлету и древнеримским убийцам, демонстрируя бессмысленность и плачевность драконовских мер борьбы с оппонентами. Одновременно с ним (а также до и после него) китайский историк пять тысяч лет с кажущимся бесстрастием описывал историю так. В начале каждого летоисчисления было восхождение новых династий во главе с лидерами исключительных способностей. Они были жестоки к непослушным, но вели народ к процветанию. Затем происходило падение династии, обоснованное неконтролируемой любовью последних императоров к обществу женщин и соответствующим этой любви невниманием к делам страны.

Английская цивилизация в результате массового внедрения шекспировского гуманизма выработала формулировку «cruel and unusual punishment». Китайская цивилизация в результате вынужденно вестернизировалась, и это получилось настолько хорошо, что последнего императора Пу И не просто судили, а даже не казнили – он отсидел свой срок в лагере и был выпущен и приспособлен к общественной службе. Публично судить императора не получилось даже у просвещенных французов – собственно, до Мао Цзэдуна провести полноценный судебный процесс над наследным монархом удалось только Оливеру Кромвелю.

И в английской, и в китайской культуре драма, как правило, берет за основу исторический сюжет. Но если в китайской культуре драма так и остается в маргинальном статусе по отношению к историческому повествованию (спасибо Конфуцию, который считал актерство позорным занятием), то в английской происходит наоборот: история Гамлета и короля Лира не важна (как и даты их жизни), в общекультурном контексте неважно, кто именно из историков дал основу для трагедий Шекспира. Нам важны драма короля Лира и принца Гамлета, а не их «история».

Более того, историк (скажем, Сыма Цянь) остается фигурой, значимой куда более всех драматургов, вместе взятых, вопреки тому, что сам ландшафт Китая меняется под влиянием псевдоисторических сюжетов, переносимых театром, вопреки сказанному тем же Сыма Цянем.

Например, холм Ван Чжаоцзюнь в окрестностях Хух-хото увязан с легендой о самоубийстве Ван Чжаоцзюнь. Предыстория этого самоубийства описана в юаньской драме «Осень в ханьском дворце».

Продолжение... следует ли продолжение?

?

Log in